Фрэнк Ллойд Райт жизнь и творчество.
Н. В. Геташвили
2015 год
Книга «Фрэнк Ллойд Райт» (1867-1959) жизнь и творчество.
Крупнейший архитектор США Ллойд Райт, основоположник органичной, интегральной архитектуры, так называемого «стиля прерий». «У прерии своя собственная красота, и наша задача — распознать и подчеркнуть эту призрачную красоту. Отсюда… нависающие карнизы, низкие террасы и уединенные частные сады, скрытые за оградами», — Ф. Л. Райт.
Райт создал более 300 проектов частных домов. Центром дома он считал семейный очаг. Помимо бокового освещения, он предусматривал дополнительный верхний свет.
Выразительность и очарование «домов прерий» возникают из свободно перетекающего пространства как внутри, так и снаружи, что как бы включает строения во внешнюю среду благодаря системе нависающих кровель, лоджий, террас и окон, образующих прозрачные светоносные полосы. Исчезают бесконечные двери и перегородки. Дом становится более свободным как «пространство и подходящим для жизни в нем». Окружающая среда становится, своего рода, инструментом, художественным средством для зодчего, который приобретает духовное единение природы и архитектуры.
На первом этаже, кроме прихожей, расположены подсобные помещения, кухня и игровая зона. Второй этаж включает гостиную и столовую. Третий этаж, своего рода бельведер, предназначался для спальных комнат.
Райт сформулировал девять принципов, которыми он руководствовался при создании своей органической архитектуры:
- Уменьшить до минимума числа частей здания и отдельных комнат для визуального единства пространства.
- Необходимо связывать форму здания с природным окружением, не занимая домом лучшую часть участка.
- «Не делать комнату коробкой, а дом — другой коробкой».
- Проектировать без подвала это удорожает строительство, делать фундамент в виде низкой каменной платформы, на которой должен стоять дом, предусматривался дренаж траншеями, заполненными щебенкой.
- «Дырявить стены— это насилие», «необходимые проемы, ведущие наружу или внутрь», следует размещать «в схеме всего здания естественно — то ли в единичном виде, то ли группами».
- Исключить комбинированные материалы и стремиться не применять украшений, не вытекающих из природы материала. Строительные материалы (камень, кирпич, дерево, бетон) не прячутся под отделочными. Благодаря прозрачному стеклу возникает ощущение продолжения внутреннего пространства вовне.
- Совмещать отопление, освещение, водоснабжение со строительными конструкциями так, чтобы эти системы стали составной частью здания бетонной плиты (в 10 сантиметров) на гравийном подстилающем слое 15 сантиметров, исполняющей роль «фундамента». Каменный очаг был идеологической основой дома, а не частью системы отопления.
- Необходимо совмещать элементы здания и предметов обстановки, мебели.
- Фрэнк Ллойд Райт значительно уменьшал высоту дома и, тем самым, придал им человеческий масштаб.
Вершиной его творчества стал «Дом над водопадом» (1936-1939) — бесспорно, самая знаменитая в мире частная резиденция. Именно эта постройка утвердила за Райтом репутацию крупнейшего архитектора модернизма и стала примером органичного слияния геометрической доктрины модернистской архитектуры и осмысления зодчим места человека в природе.
Встреча Райта с успешным бизнесменом Кауфманом была исторически обусловлена. Клиент желал выстроить дом внизу по течению, чтобы иметь возможность любоваться водопадом. Райт же предложил кардинально иное решение: «Я хочу, чтобы вы жили с водопадом, а не просто смотрели на него. Он должен быть частью вашей жизни». И ему это удалось. Самые знаменитые кинодивы, ученые, политики желали увидеть своими глазами это чудо.
Скачать полное содержание книги бесплатно тут >>>