Мировой порядок
Генри Киссинджер
2015 год
Последняя книга 91-летнего ученого, политика и государственного деятеля, Генри Киссинджера «Мировой порядок» это большое событие, вызывающее оживленную дискуссию, как среди его сторонников, так и противников.
Мировой порядок это не цельная юридическая система, ни следствие строительства и воли ведущих держав, а культурный и исторический АРТЕФАКТ, сформированный характером и опытом определенных людей.
Примечание. АРТЕФА́КТ — явление, процесс, предмет, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам невозможно или маловероятно.
Предпосылкой книги является мысль, что мы живем в эпоху беспорядка и хаоса:
- «международное сообщество» не представляет ясного или согласованного набора целей, методов или пределов.
Лучшей отправной точкой для такого строительства, по мнению Киссинджера, является ВЕСТФАЛЬСКАЯ СИСТЕМА баланса сил, родившаяся в Европе времен кардинала Франции Ришелье (1585-1642), который ясно сформулировал доктрину, что «государство было абстрактной и постоянной данностью, существующей в своем собственном праве» и поддерживающей характерные для себя ИНТЕРЕСЫ.
- Договор отделял Внешнюю политику от Внутренней, когда государства, больше не вмешивались во внутренние дела других.
«Вестфальская концепция брала РАЗНООБРАЗИЕ в качестве своей отправной точки», пишет Киссинджер, и включала «разнообразные общества» в «общий поиск порядка». Критически важно, что
- «вестфальский мир отразил ПРАКТИЧЕСКУЮ аккомодацию к действительности, а не уникальному МОРАЛЬНОМУ замыслу».
Вместо поиска одной универсальной системы как в Имперском Китае или в раннем Исламе, Европа развивала плюралистическую систему государств, конкурирующих друг с другом и готовых проверять свои амбиции «через общее РАВНОВЕСИЕ сил (мощи)».
Киссинджер утверждает, что мировая политическая система находится перед историческим поворотным моментом.
Единая Европа еще не сформулировала все необходимые атрибуты государственности и испытывает ВАКУУМ власти внутри ЕС, находясь перед угрозой потери баланса сил на своих границах. Вызовы в АЗИИ противоположны ЕВРОПЕЙСКИМ. Здесь преобладает принцип равновесия сил, не соотносящийся с согласованным понятием ЗАКОННОСТИ, — старая угроза и перспектива гегемонии, – что приводит к разногласиям, гонке вооружений, кризисам, которые порой вплотную подходят к кромке открытой конфронтации и войны.
Другой проблемой складывающегося мирового порядка является столкновение между ГЛОБАЛЬНОЙ экономикой и ТРАДИЦИОННЫМИ политическими институтами, основанными на национальном государстве. Процессы глобализации игнорируют национальные границы, в то время как внешняя политика их утверждает, стремясь при этом примирить противоречивые национальные цели и идеалы мирового порядка. Речь идет о системном кризисе. Новый международный порядок, таким образом, оказывается перед парадоксом, когда его становление зависит от успеха процессов глобализации, вызывающих политическую реакцию, которая вступает в противоречии с ее целями.
Третья серьезная проблема существующего мирового порядка — это отсутствие ЭФФЕКТИВНОГО МЕХАНИЗМА, посредством которого великие державы, могли бы консультироваться и, возможно, сотрудничать по широкому кругу косвенных проблем. Современная структура международных законов и норм, не может основываться только на объединенных декларациях, но должна стать результатом общих УБЕЖДЕНИЙ.
По мнению Киссинджера, ВЕСТФАЛЬСКАЯ СИСТЕМА остается превосходной или, по крайней мере, ЕДИНСТВЕННОЙ МОДЕЛЬЮ международного порядка, в рамках которой великие державы XXI века могли бы согласовывать свои интересы и регулировать противоречия, не прибегая к войне.
Однако, единственный регион, обладающий опытом существования в такой системе — это Европа. Прочие великие и набирающие мощь державы XXI века придерживаются УНИВЕРСАЛЬНЫХ ИДЕОЛОГИЙ, которые в своей основе являются не вестфальскими.
- Кроме того, Соединенные Штаты это не мост, а скорее препятствие, на пути создания нового мирового порядка на вестфальских принципах, благодаря приверженности кодексу прав человека и гуманитарного вмешательства (интервенции). По мнению Киссинджера, новый мировой порядок не может быть установлен, пока американцы настаивают на данных принципах, будучи уже не так сильны, чтобы навязать их, но и не желающих отказаться.
Сегодня Соединенным Штатам, противостоит не христианская сверхдержава, но конфуцианский Китай, который знает, что является Срединным царством и Поднебесной. Киссинджер цитирует исследование Гарварда, что в 10 из 15 случаев смена доминирующей мировой державы происходила через войну. В одном из интервью, посвященном выходу книги, Киссинджера спросили, насколько вероятен конфликт между Китаем и США, и, что можно сделать, чтобы избежать такого развития событий. Отвечая, он перефразирует слова Гете:
«Если я должен был бы выбирать между справедливостью и беспорядком, с одной стороны, и НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬЮ и ПОРЯДКОМ, с другой, я буду всегда выбирать последнее».
Патриарх политики Генри Киссинджер старается убедить американские элиты в примирении американского и китайского мировоззрений, через создание мирового порядка, основанного на ВЕСТФАЛЬСКОЙ системе и с опорой на древнюю мудрость, звучащую как «ИНЬ-ЯНЬ»: «единство вещей находится под поверхностью».
Такой подход требует серьезной реорганизации мировой политической системы и является неявной уступкой Китаю, Индии, умеренному Исламу, России, и Японии обладающими самобытными историческими понятиями легитимности.
В новой системе США должны играть доминирующую роль ОФФШОРНОГО СТАБИЛИЗАТОРА в Индийском океане и западной части Тихого океана, напоминающую роль Великобритании в Европе.
Киссинджер понимает, что когнитивный барьер, рожденный качественным различием между западным мировоззрением и восточными цивилизациями придется преодолевать.
Достижение такого баланса и успех лежит в создании новой геополитической КОГЕРЕНТНОЙ стратегии внутри различных регионов.
Скачать полное содержание книги бесплатно тут >>>