Храмовая архитектура Карпат.
ТОП-10 самобытных деревянных храмов.
Отличительные особенности народной деревянной архитектуры. Типологичная характеристика традиционных храмовых сооружений.
С древнейших времен территории Карпатского края занимали леса и этот фактор стал причиной развития деревянной храмовой архитектуры. Проектируя храмы в поисках новых форм и сакрального смысла было интересно проанализировать принципы и стилевые особенности, по которым строились храмы 100 и даже 500 лет назад. Особым разнообразием и самобытностью отмечен регион Закарпатья (Подкарпатская Русь). Здесь и поныне проживают большинство современных русинов, на трех разнообразных по ландшафту территорий: равнинные земли, предгорье и вершины Карпатских гор. Эти природно-бытовые условия способствовали формированию внутри русинской народности трех этнических подгрупп, которые принято называть: лемки, бойки и гуцулы. Эти русинские племена и создали те шедевры карпатского деревянного храмового зодчества, на которые мы сегодня обращаем столь пристальное внимание.
Древнейший из сохранившихся памятников подкарпатской деревянной храмовой архитектуры относится к XV веку, основным же периодом строительства деревянных храмов в Закарпатье считается XVIII столетие — с дальнейшей перестройкой большинства церквей на рубеже XVIII и XIX веков. Чаще всего эти перестройки велись по прямому указанию церковного начальства с целью приблизить храмы к западным образцам (то есть шел процесс так называемой «бароккизации»).
Условно деревянное зодчество в Карпатах представлено четырьмя основными стилями: бойковским, лемковским, гуцульским и мараморошской группой храмов.
В плане карпатские храмы могут быть: а) трехчастными, состоящими из бабинца (притвор, женская половина), нефа (центральная часть храма) и алтаря, расположенными по оси восток запад; б) крестообразными (гуцульские церкви), состоящими из пяти срубов, один из которых располагается по центру, а остальные четыре — с каждой стороны.
Трехчастные делятся лемковские, бойковские и мараморошские церкви могут иметь:
- один сруб, вмещающий в себя все три части храма, то есть бабинец, неф и алтарь;
- два сруба, где бабинец и неф объединены;
- три сруба, где каждая часть храма имеет отдельное помещение.
Карпатские храмы почти лишены какого-либо значительного декора экстерьера.
Типологогичная характеристика традиционных храмовых сооружений закарпатской архитектуры.
1. Карпатский крест (гуцульский стиль)
В основе плана лежит равноконечный крест, составленный из привычного для Подкарпатья продольного ряда помещений по оси восток запад, с прирубленными с юга и севера боковыми притворами. У Струковской церкви боковые срубы венчают двускатные крыши, а над центральным возвышается восьмигранный барабан с шатровым завершением. В этой церкви найдено удачное соотношение центрального купола и четырех прирубов, которые по своей ширине меньше центрального квадрата, вследствие чего извне он образует выступы, что придает храму особую пластичность. Пластичность и непринужденное движение вверх — это главные черты отдельно стоящей звонницы Струковской Вознесенской церкви. Колокольня, построенная в 1813 году, имеет два яруса (восьмерик на четверике) и завершается шатровым верхом. В 2013 году получила статус памятника мирового наследия ЮНЕСКО.
2. Деревянные терема — бойковская школа традиционного храмостроения.
Бойковские церкви по праву считаются «визитной карточкой» деревянного зодчества Закарпатья.
Бойковские храмы — это трехсрубные сооружения, в которых центральный сруб больше и выше боковых, а конфигурации и формы башен-верхов варьируются от простой срезанной пирамиды до высокой многоступенчатой (заломной) башни. Одной из главных особенностей церквей такого типа, как отмечает М. Красовский, «является постепенное их вырастание в высоту, что достигается оригинальным способом, заключающимся в том, что шатры, покрывающие башни, как бы расслаиваются на несколько частей, состоящих из низких четвериков и покрытых частями разрезанного шатра», или, иначе говоря, храм имеет шатрово‑ступенчатые перекрытия, созданные с помощью чередования срезанных пирамид с невысокими квадратными срубами, которые постепенно уменьшаются с продвижением вверх. Еще одной особенностью бойковского храма является прямоугольная, а не квадратная форма срубов.
Большое значение в композиции бойковского храма имеет небольшой наклон стен четвериков или восьмериков (башен) в середину постройки, что не только обеспечивает ей стойкость, но и придает особый динамизм. Завершает образ храма навес-галерея (опасанье), опоясывающий всю церковь по периметру и защищающий срубы от дождя. Колокольня в бойковском стиле может находиться в башне-шатре над западным срубом, выбиваясь из единой архитектурной линии. Такие храмы обычно называют переходными от бойковского стиля к лемковскому, однако чаще всего звонницы строились рядом с храмом в своей оригинальной стилистике.
Силуэты ранних бойковских храмов напоминают древнерусские ТЕРЕМА-крепости, а поздние образцы этой школы имеют необъяснимое сходство с БУДДИСТСКИМИ пагодами.
Примеры Бойковских храмов:
- Церковь св. Михаила с. Ужок 1745г., Великоберезнянский район. Статус памятника из списка мирового наследия ЮНЕСКО получила в 2013 году.
- Це́рковь Свято́го Никола́я с. Кривки — памятник народной БОЙКОВСКОЙ архитектуры во Львове, Львовская область 1763г.
- Церковь Успения Богородицы с. Тухолька, Львовская область 1858г.
3. Деревянное барокко — лемковская архитектурная школа.
Архитектурное чудо — лемковская церковь — возникло вследствие сочетания в подкарпатском деревянном зодчестве шатровых форм бойковского стиля и высокой барочной башни над западным срубом. От равномерного распределения объемов, свойственного бойковским церквям, теперь не осталось и следа, но взамен возникло единое динамическое движение, взлет форм по линии восток‑запад, от небольшой башни над алтарем через многозаломную центральную башню до высокой декоративной звонницы. Даже если в результате позднейших перестроек шатровые завершения башен нефа и алтаря были заменены двускатной крышей, главное всегда оставалось неизменным — развитая барочная маковка колокольни. Таким образом, можно сказать, что мы имеем дело с ярко выраженным стилем деревянного барокко.
Церковь Святого Николая с. Черноголова XVII в, перестроена в 1794 г — храм лемковского типа базиликальной формы с барочной колокольней.
Деревянная, построена из еловых брусьев. Опасанье, конструкции башни и крыши дубовые. Завершение башни и фонаря покрыты лемехом, стены над опасаньем и башни — гонтом, крыши — дранкой. К срубу бабинцу и нефу с востока примыкает более узкий шестигранный сруб. Покрыта общей крышей, мягко охватывает изломы плана. Над бабинцем крыша переходит в опасанье на резных столбах. Опасанье охватывает церковь с трех сторон, а у восточного сруба переходит в навес на выпусках сруба. Над бабинцем возвышается квадратная в плане каркасная башня-колокольня с пидсябиттям и аркадой голосников, увенчанная двухъярусным барочным завершением. Неф и восточный объем сохранили шатровые перекрытия, над бабинцем устроено плоское перекрытие. Бабинец и центральный объем соединены фигурным арочным вырезом. Крыши, башня и завершение памятника первоначально были окрашены в красный цвет. Полы выложены из плит песчаника.
4. Деревянная готика (мараморошский тип)
Дух готики присутствует в этих творениях и проявляется в вертикализме композиции и устранении материального воздействия на человека стен храма, которые спрятаны под широкими выносами крыши и опасанья. Эти храмы отличаются четким геометризмом форм и почти идеальной правильностью контуров и линий. Достигается такой эффект благодаря двускатной крыше, стройной башне над бабинцем и галереей и, безусловно, высоким шпилем, который венчает всю конструкцию, что хорошо видно на примере церкви Святой Параскевы из села Александровка, построенной в 1640–1660 годах. Переход к шпилю подчеркивают четыре миниатюрных башенки в его основании. Характерным элементом храмов мараморошского типа является, по мнению проф. Д. Попа, также небольшой навес, устроенный на высоте уступа в срубе по всему периметру здания. Навес делит сруб с внешней стороны на два яруса, тем самым как бы уравновешивая вертикальное членение храма, а в некоторых храмах сливается со скатом крыши алтаря. Благодаря этому, в отличие от своих каменных прообразов, деревянная готика воздушна и не давит строгостью и массивностью своих форм. В итоге была создана неповторимая по композиции и художественному решению форма подкарпатской деревянной готики, своей легкостью и динамизмом не имеющая себе равных в каменной готической архитектуре.
ТОП-10 самобытных деревянных храмов Закарпатской архитектуры:
- Храм святого Михаила, с. Ужок, село на Великоберезнянщине, Бойковская школа. Статус памятника мирового наследия ЮНЕСКО в 2013 году.
- Храм святого Николая г. Ужгород, 1777 год Мукачевского района, или Шелестовский музей под открытым небом. Аутентичная Лемковская школа, считается лучше всего сохранившейся в этом стиле.
- Храм святого Василия, с. Ликицары, Перечинский район граничит с Ужгородом, построен в 17 веке, трехсрубный, трехдольный, из еловых брусьев на фундаменте из речного камня, и относится к Верховинской школе.
- Николаевская церковь, с. Данилово, Хустский район. Образец Мармарошской готики. Высота шпиля достигает 14 метров. Фундамент здания изготовлен из камня, а само здание построено с использованием дубовых брусьев. Рядом с церковью располагается двухъярусная каркасная колокольня. Ее второй ярус покрывают лемех и гонт. Колокольня имеет каркасную конструкцию и три колокола. С западной стороны фасада церковь завершается закрытым крыльцом.
- Святодуховский храм, с. Гукливый, Воловецкий район, построен в 18 веке из пихты.
- Святодуховский храм с. Колочава, Межгорский район.
- Храм св. Вознесения Господня, с. Ясиня, Струковская Раховский район. Построен в 1824 году в крестообразном виде с куполом над центральной частью нефа. Русинская грекокатолическая церковь.
- Храм святого Николая с. Колодное, Тячевский район., 1470 г. самый старый в стране.
- Успенский храм, с. Новоселица, Виноградовский район.
- Храм святого Николая, с. Сокирница, Хустский район. Закарпатской области.
Более подробно можно узнать из книги по ссылке
Будем рады совместному сотрудничеству.
+38 093 645 81 51, +38 098 585 58 20, +38 044 360 30 33
наша электронная почта: info@archilux.com.ua
С уважением, архитектор Андрей Максимов
Также Вы можете ознакомиться:
- с полным перечнем статей — Советы архитектора
- с нашими проектами домов — Проекты домов и коттеджей
- для организации экологичных поселений — Проекты коттеджных поселков
- идеи для инвесторов — Инвесторам
- перейти на Главную страницу